Переправа через реки

Переправляться вплавь через равнинные реки можно в исключительных случаях, и только тогда, когда все члены группы умеют хорошо плавать. Наличие большого количества вещей делает переправу вплавь невозможной. При переправе вброд нужно соблюдать осторожность, чтобы не попасть в омут или яму. Желательно, чтобы первый из группы переходил реку на охранении веревкой, тщательно исследуя дно. Так как переправа вброд всегда производится под углом вверх по течению, нужно наметить место выхода на противоположном берегу, чтобы не попасть на топкий или обрывистый берег.
При переправе через горные реки необходимо соблюдать особую осторожность. При переходе через легкие висячие мостики, часто встречающиеся на горных реках, нужно смотреть под ноги, не спешить и не пускать на мостик более одного человека. Еще большая осторожность требуется для перехода по кладкам — бревну, перекинутому через горную реку. На бревне всегда можно поскользнуться; поэтому при переправе через бурную реку по кладкам необходимо охранение (веревочные перила). Охранение при переправах через горные реки обязательно. Если ширина реки и наличие на берегу деревьев достаточной высоты позволяют, можно сделать кладки самим, подрубив дерево с таким расчетом, чтобы оно упало вершиной на другой берег.
Обычно туристам приходится переправляться через горные реки вброд. При большой скорости течения глубина брода должна быть не выше колена, а при переправе верхом — по брюхо лошади. При скорости течения в 3 м/сек и менее глубина брода при переправе без охранения допускается военными руководствами до 0,6 м; при скорости же более 3 м/сек глубина не должна превышать 0,4 м. При переходе вброд следует тщательно выбрать место переправы. Лучше всего переправляться в тех местах, где река расширяется и образует рукава и протоки. Вброд переходят под небольшим углом вверх по течению. Нужно тщательно укреплять ногу при каждом шаге и стараться не смотреть на поверхность воды. При переходе вброд очень большую пользу приносит альпеншток. Альпенштоком нужно упираться в дно со стороны напора воды.
Простейшим способом переправы, если сила течения не очень велика и брод неглубок, является так называемый «таджикский способ»: люди переходят вместе, взяв друг друга за плечи, фронтом к противоположному берегу. Наиболее сильного ставят выше по течению. Вброд можно переходить только в ботинках, сняв предварительно носки.
В более трудных условиях применяется охранение веревкой. Первым в таких случаях переходит самый крепкий из группы. Обвязавшись через грудь веревкой, закрепленной «узлом проводника», он осторожно начинает переправу. Для предупреждения соскальзывания веревки на бедра ее надо укреплять веревочным хомутиком или «подтяжками». Охраняющие, укрепив веревку, постепенно выдают ее, следя за переправой товарища. Перейдя на другой берег, первый турист укрепляет веревку на другом берегу. Вдоль образовавшихся веревочных перил переправляются остальные. Однако никогда не следует ограничиваться только тем, чтобы держаться за веревку руками, так как течение Может сбить переправляющегося с ног. Наиболее надежным способом движения вдоль перил будет привязывание скользящей петлей Пруссика к основной веревке.
Последний турист после переправы всей группы отвязывает веревку и переправляется вброд на охранении с противоположного берега. Можно обойтись и без перил, охраняя всех туристов веревкой с обвязкой «уз¬лом проводника». В этом случае нужно рационально распределить очередность переправы, чтобы при пере¬носе охранения на противоположный берег оно состояло из сильных товарищей, слабые всегда должны переправляться в середине.
Горные реки лучше переходить утром, пока вода от таяния снега не начала бурно прибывать.
При переправе вброд на лошадях нужно направлять лошадь под углом вверх по течению и «подбадривать» ее, не давая останавливаться. Однако не следует мешать лошади самой выбирать путь и менять направление. Привычные к бродам горные лошади всегда правильно выбирают путь во время переправы.
Жители Средней Азии иногда переправляются через реки вплавь на турсуках (бурдюках из бараньей кожи, надутых воздухом). Однако такую переправу можно допускать только под руководством опытного местного жителя и при условии, что переправляющиеся умеют плавать.
Для переправы вплавь могут служить также связки камыша, обладающие хорошей плавучестью.
Для переправ через лесные реки можно соорудить небольшой плот. Самый легкий и грузоподъемный плот, — собранный из сосновых или пихтовых бревен. Для 1-2 человек его можно построить из 2—3 бревен. Возьмите 2бревна по 4 м, вырубите в них отверстия на расстоянии полуметра от краев и соедините их пазы поперечными брусами.
Посредине укрепите бревно, которое будет служить сиденьем, концы бревен заострите — и плот готов. Одного плота достаточно для переправы всей группы, если имеется веревка, с помощью которой можно возвращать плот на исходный берег.

Оставьте первый комментарий

На досуге...