Передвижение в горах

Общие замечания. В горных районах туристские маршруты обычно проходят по дорогам и вьючным или пешеходным тропам. В перевальных маршрутах встречаются перевалы ниже снеговой линии, не представляющие никаких затруднений для перехода; однако большинство горных маршрутов включает в себя и пере¬валы, находящиеся в зоне вечных снегов и ледников. Такие снежные и ледниковые перевалы по трудности их преодоления относятся к категории до 1-А и требуют знания основ передвижения по горам в зоне вечного снега. Об этих основах передвижения мы и будет говорить ниже.
Туристский маршрут, включающий перевалы или восхождения на вершины категорий трудности 1-Б и выше, требует утверждения в секции альпинизма. Более сложная и многообразная техника, применяемая при переходе через такие перевалы или при восхождении на такие вершины, относится целиком к области альпинизма. В этих случаях владение альпинистской техникой обязательно. Ввиду того что вопросы альпинистской техники выходят за пределы этой статьи, всех интересующихся техникой более сложных горовосхождений и перевальных маршрутов мы отсылаем к специальным руководствам по альпинизму.
Следует заметить, что горные путешествия по пешеходным тропам и через перевалы даже категории 1-А требуют внимания и бдительности. В практике горных путешествий известны несчастные случаи, происходившие из-за неосторожности туристов, даже на легких горных тропах или на травянистых склонах, передвижение по которым не требует никаких особых правил. Нельзя забывать, что всякая беспечность в горах (не-осмотрительное движение над обрывом, невнимание на подъеме, быстрый спуск даже по сравнительно пологому склону) может привести к несчастному случаю.
Передвижение по снежникам и ледникам. На туристском маршруте движение по снежным склонам и ледникам обычно имеет место при переходе через пере¬вал в зоне вечного снега. К таким перевалам, входящим в категорию трудности 1-А, относятся, например, перевалы Донгуз-Орун и Бечо на Главном Кавказском хребте (район Эльбруса).
При движении по снежнику, на подъеме и спуске, нужно крепко ставить ногу в снег и переносить на нее тяжесть тела только после того, когда убедишься, что нога стоит крепко и не скользит. По склону крутизной до 15—20° можно подниматься прямо, «в лоб»; при большей крутизне (20—45°) подъем лучше совершать зигзагами. Траверсы снежного склона допустимы только при устойчивом снеговом покрове, в противном случае такое движение может подрезать снежный пласт и вы¬звать лавину. Подъем и спуск по опасному лавинами склону нужно совершать по прямой линии («в лоб»). При подъеме и спуске по снежнику нужно охраняться альпенштоком, упираясь им в снег со стороны склона. На крутых фирновых склонах рекомендуется иметь кошки и ледоруб.
При переходе через снежные мосты, часто встречающиеся под перевалами в верховьях горных рек, нужно выбирать путь по самой плотной его части, так как с краю, на тонком снежном своде, можно провалиться. Если вообще мост вызывает сомнение, его нужно проходить на охранении. При движении по леднику надо соблюдать величайшую осторожность, чтобы не провалиться в трещину. Трещины нужно по возможности обходить, перепрыгивать же их, если они шире метра, не рекомендуется. Переходы через трещины по снежному мостику допустимы только при охранении веревкой. В этом случае охраняемый обвязывается веревкой через грудь «узлом проводника», а охраняющий постепенно отпускает ему веревку.
При прохождении по закрытому снегом леднику надо двигаться связкой по 3 человека. Туристы связываются веревкой, закрепляя ее «узлом проводника» во¬круг груди; расстояние между ними должно быть 8-—10 м (см. ниже — «узлы»). При движении на связке нужно идти медленно по следу переднего, внимательно смотря за его продвижением. Веревка между связанными туристами не должна волочиться по снегу, а лишь слегка провисать. Первый из идущих в связке должен внимательно зондировать путь альпенштоком или ледорубом.
Переход снежного перевала лучше начинать ранним утром, пока снежный покров еще не подвергся действию солнечных лучей и достаточно крепок.
При движении по снежному гребню нужно остерегаться карнизов, которые могут обрушиться под тяжестью человека. Следует передвигаться по склону ниже предполагаемой линии начала карниза.
Передвижение по осыпям и скалам. При подъеме осыпи не рекомендуется подниматься прямо вверх («в лоб») — в этом случае легко свалить камни на идущих сзади; следует подниматься зигзагом, плотнее друг к другу.
Спускаться по осыпям нужно тоже зигзагом, на крупных осыпях — мелкими легкими шагами, на мелких — крупным скользящим шагом. При движении следует ставить ногу плавно и легко, избегая резких движений и поворотов. Самоохрана на осыпях — альпенштоком или ледорубом, держа их со стороны склона.
На крутых осыпях, особенно расположенных на склоне над рекой, надо быть чрезвычайно осторожным, ставить ноги на надежную опору.
Основой движения (лазания) по скалам является сохранение трех точек опоры: для двух рук и ноги или обеих ног и руки. При лазании по скалам, прежде чем взяться рукой за зацепку или наступить ногой на камень, нужно проверить прочность точки опоры. Надо внимательно следить за тем, чтобы не свалить камней и не вызвать камнепада на товарищей. Лучше всего передвигаться компактной группой, для того чтобы каждый мог быстро задержать стронутый товарищем камень. При движении по скалам соблюдать осторожность и не спешить. Особенно осторожным быть при спуске, который всегда сложнее и опаснее подъема, вследствие того что труднее находить точки опоры. При падении камня нужно предупредить находящихся' ниже товарищей окриком.
При охранении через уступ скалы острую часть ее нужно сбить, чтобы не повредить веревку.
Ни в коем случае нельзя двигаться по мокрым скалам, особенно во время дождя; скалы становятся скользкими, а также возникает большая опасность камнепадов.
Гладкие выпуклые скалы, так называемые «бараньи лбы», проходят ползком, опираясь на скалу пальцами рук и ног (на упоре).
Особые препятствия в горах. Трудными и опасными препятствиями для продвижения туристов на горных маршрутах (особенно в Средней Азии) являются овринги — искусственные тропы из бревен и каменных плит, проложенные по обрывистым стенам скал. Иногда
ринги бывают достаточно широки и допускают движение вьючных животных. Но в некоторых местах (например на Маргузарских озерах Кухистана) они представляют собой тонкие жерди с зарубками, проложенные по скалам часто под углом в 60—75°. Иногда овринги - вертикальные лесенки. Движение по ним требует такой же осторожности, как и лазание по трудным скалам. Прежде чем начать двигаться по оврингy, нужно обязательно проверить крепость его опор и затем переходить по одному.
При осмотре башен и старинных замков, очень часто расположенных на скалах, нужно внимательно перебираться по каменной кладке стен. Камни, вываливающиеся из разрушенных временем стен, могут послужить |причиной падения и ушибить находящихся внизу. Особенно осторожно следует относиться к разрушенным сводам и аркам, находящимся над головой.

Оставьте первый комментарий

На досуге...

Объявление:
Пропала ОЧЕНЬ умная собака!
Шарик! Если ты читаешь это объявление, позвони, пожалуйста, домой!